Доступная среда

Информация об организации доступной среды
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов  –  неотъемлемое условие их успешной социализации с последующим полноценным участием в жизни общества и самореализации в доступной профессиональной деятельности.  

В области реализации права на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов  в  школе  созданы следующие условия для получения ими  образования:

  • школа реализует адаптированные  образовательные программы начального общего и основного общего образования  для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (Вариант 5.1, 5.2, 6.1, 6.2, 7.1, 7.2, 8.3, вариант 1, ОВЗ с ПФО). При реализации данных образовательных программ возможно использование дистанционных образовательных технологий;
  • прием детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на основании рекомендаций ПМПК; 
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения, находящимися в разделе сайта МАОУ СШ №6 «Инклюзивное образование»https://школа6красноярск.рф/life/inclusive-education/ ;
  • МАОУ СШ №6 укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность и деятельность, направленную на обеспечение освоения  адаптированных образовательных программ: учитель-дефектолог, учитель – логопед, педагог-психолог,  тьютор, инструктор по адаптированной  физической культуре, медицинский работник.
  • для обеспечения эффективной инклюзии детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МАОУ СШ №6 с участниками образовательного процесса – родителями (законными представителями) учащихся, педагогическим коллективом, проводится информационно-просветительская работа, раскрывающая специфику работы с данной категории детей;
  • педагоги, реализующие адаптированные образовательные программы регулярно, в соответствии с графиком,  проходят курсы повышения квалификации  по вопросам организации образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Информация о специальных условиях для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:

  • о специально оборудованных учебных кабинетах

Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МАОУ СШ №6 оборудованы кабинеты учителя-логопеда и учителя-дефектолога, кабинет специализированного класса для детей со сложной структурой дефекта, кабинет педагога-психолога. В  данных кабинетах имеются необходимые учебно-методические пособия, дидактическое и техническое оборудование.  В МАОУ СШ № 6 также оборудован музыкальный зал.

  • Кабинет учителя-логопеда и учителя-дефектолога
Инструменты педагога
Рабочее место педагога
Опора для сидения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Материально-техническое оснащение кабинета учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

  1. Технические средства обучения: компьютер, принтер.
  2. Зондозаменители для постановки звуков механическим путём.
  3. Шпателя одноразовые для обследования артикуляционного аппарата.
  4. Индивидуальные зеркала для проведения артикуляционной гимнастики.
  5. Тренажёр для решения математических примеров.
  6. Объемный раздаточный материал «Фрукты».
  7. Р/И «Геометрические тела», «Цвета и формы»,  «Ассоциации» и пр.
  8. Пазлы.
  9. Тактильный конструктор.
  10. Настольная игра «кубики Кооса».
  11. Мозаика.
  12. Пирамидка детская.
  13. Алфавит.
  14. Наглядный раздаточный материал по лексическим темам: «Посуда», «Времена года», «Распорядок дня», «Животные», «Птицы», «Овощи\фрукты» и пр..
  15. Опора для сидения «Иришка» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  16. Панно для размещения наглядного материла и творческих работ учащихся с ОВЗ.

 

Зона сенсорной разгрузки позволяет детям снять напряжение, используя мягкие модульные системы для отдыха и конструирования, тактильные пособия, дидактические игры и т.д.)

  • Кабинет педагога-психолога

Материально-техническое оснащение кабинета психолога:

  1. Стулья
  2. Ковролин
  3. Перегородки для парты
  4. Светильники на парты
  5. Цветной принтер
  6. Полка напольная
  7. Ламинатор
  8. Светильники для доски
  9. Гимнастический мат
  10. Кресло-груша
  11. Кабинка детская
  12. Этажерка пластиковая малая
  13. Этажерка пластиковая
  14. Принтер черно-белый
  15. Колонки usb
  16. Стенд
  17. Часы
  18. Парты ученические
  19. Стулья
  20. Доска школьная
  21. Стол учительский
  22. Стул учительский
  23. Тумбы цветные
  24. Ящик на колесиках
  25. Шкаф под одежду
  26. Шкаф под книги
  27. Этажерка
  28. Проектор
  29. Экран для проектора
  30. Градусник
  31. Мягкий модуль игровой
  32. Компьютер
  33. Дидактические пособия (лексические темы, карточки формата А4 )

С учетом задач работы психолога,  кабинет включает  несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

  • Консультативная зона: письменный стол, стул.
  • Рабочая зона: компьютерный стол, стулья, компьютер, принтер, шкафы  для хранения необходимых методических материалов, дидактических игр и игрушек, библиотека, место для хранения документов. 
  • Зона развивающих занятий: парты, стулья, полочки для расположения наглядности.
  • Зона релаксации: настольный декоративный светильник, установка ароматерапии, лампа «Шар»,  магнитофон, аудиотека.

С расписанием работы педагога-психолога, а также некоторыми рекомендациями  для учащихся и родителей (законных представителей) можно ознакомиться в специальном разделе сайта школы «Педагог-психолог»: https://школа6красноярск.рф/life/profilactika-psy/psy/

  • В музыкальном зале находятся музыкальные инструменты (пианино, бубны, барабаны, ложки и др.), музыкальный центр, мультимедийное оборудование (проектор с экраном).
  • об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Учебно-лабораторные помещения МАОУ СШ №6 оснащены необходимым оборудованием для проведения практических и лабораторных работ по:  химии; физике; географии; биологии; информатике.

Во внеурочной деятельности помещения оборудованы для следующих занятий: робототехника, легоконструирование. В школе имеются лего-наборы разной степени сложности. 

Для занятий в студиях дополнительного образования во второй половине дня в школе имеются специально оборудованные кабинеты и помещения: 

  •  Залы хореографии;
  •  Театральный зал;
  •  Керамическая мастерская;
  •  Шахматный клуб;
  •  Вокально-инструментальная студия;
  •  Изостудия;
  •  Архитектурно-художественная мастерская

Важной частью деятельности в расширении возможностей социализации детей с ОВЗ и инвалидностью выступает создание сенсорного парка «Босые ноги» – уникальной образовательно-воспитательной природной среды пришкольного участка. Парк позволяет использовать возможности пришкольного пространства для организации урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования и коррекционно-развивающих занятий.  Территория школы постоянно претерпевает изменения, направленные на организацию паркового отдыха и прогулок учащихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, в открытой озеленённой территории с продуманным ландшафтным дизайном.

В сенсорном парке «Босые ноги» МАОУ СШ №6 созданы благоприятные условия для общения с природной средой. По своему ландшафтному типу это «сад-микс», так как его посетители могут одновременно задействовать все органы чувств. Вход в парк украшает специально изготовленная ажурная металлическая арка. На территории парка устроены специальные тактильные дорожки из разного вида садовой плитки, по которым в теплое время года можно ходить босиком. Также здесь оформлены клумбы с пряными ароматными травами — мелисса, душица, базилик, шафран, фенхель, укроп.

  • о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека МАОУ СШ №6 разделена на зоны: рабочая зона, мультимедийная зона групповой работы с круглым столом проектором и экраном. Рабочее место библиотекаря также оснащено компьютером с выходом в Интернет, принтером. Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей, доступ в библиотеку имеют дети с ОВЗ и дети-инвалиды.  Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей, а также электронными образовательными ресурсами на цифровых носителях.  

  • об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В 1 и 2 корпусах МАОУ СШ №6 оборудованы:

  • Спортивные залы (малые и большие);
  • Зал хореографии;
  • Комплексная спортивная площадка;
  • Футбольное поле,

Спортивные залы  (малый и большой) предназначены для проведения физкультурных занятий, ритмики и адаптированной физкультуры.  В залах имеется необходимое оборудование для занятий спортом (гимнастические скамейки, мягкие спортивные модули, шары, мячи, обручи, т.д.). Зал хореографии оборудован музыкальным центром, тактильными ковриками и другим необходимым инвентарем  для занятий ритмикой.  Комплексная спортивная площадка и футбольное поле используется учащимися в теплое время года в рамках уроков физкультуры, прогулок, спортивных и игровых мероприятий на свежем воздухе.

  • о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В процессе организации образовательной деятельности в МАОУ СШ №6  используется широкий спектр средств  обучения и воспитания, в том числе, используемых в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Средства обучения являются важным компонентом образовательной деятельности и элементом учебно – материальной  базы любого образовательного учреждения. В МАОУ СШ №6 используются:

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточные материалы и т.д в рамках УМК дисциплины).
  • Электронные образовательные ресурсы; 
  • Аудиовизуальные средства (Аудиофайлы, электронные презентации, учебные фильмы и телепередачи, кинофрагменты, видеофильмы и т.д);
  • Наглядные, плоскостные и объемные демонстрационные материалы  (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • Учебные приборы (для работ по физике, биологии и т.д.);
  • Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи, и т.п.)
  • Удобным инструментом для создания единого информационно -образовательного пространства МАОУ СШ№6 и взаимодействия образовательного учреждения с родителями обучающихся является работа с электронным журналом, который действует в образовательном учреждении в течение нескольких лет.
  • об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Безбарьерный пешеходный путь. Важный этап адаптации территории школы, включающий безопасный маршрут от ближайших домов и остановки до школьного крыльца. Для снижения случаев травматизма, пешеходный путь включает организацию пешеходного перехода с искусственными неровностями («лежачими полицейскими») для повышения внимания водителей, на котором применятся желтый мигающий сигнал светофора.

Входная группа в здание школы для обеспечения доступности оборудована противоскользящим покрытием ступенек крыльца. На входной двери расположен звонок для вызова сотрудника школы. При необходимости тьютор встречает ребенка у дверей при входе в школу, сопровождает его в гардероб. 

  • об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МАОУ СШ №6 созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. С информацией о специальных условиях питания можно ознакомиться в специальном разделе сайта МАОУ СШ №6: “ПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ”

  • о специальных условиях охраны здоровья

В школе ведется беспрерывная работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, защите их от перегрузок. Эта работа включает в себя организацию медицинского обслуживания, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, организации медико-психолого-социального сопровождения учебного процесса.

Профилактическую работу и диагностику здоровья учащихся МАОУ СШ № 6 оказывает краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения “Красноярская городская детская поликлиника № 2” (Договор № 1-У  от 01.01.2021г. , срок оказания услуг по 31.12.2021 (КГБУЗ “КГДП № 2”)

В школе имеются медицинские кабинеты в корпусе 1 и корпусе №2. 

Медицинское обслуживание включает в себя:

  • организацию профилактических осмотров
  • оказание консультативной помощи;
  • организацию работы по гигиеническому воспитанию детей и родителей (лиц, их заменяющих);
  • иные услуги в соответствии с функциональными обязанностями  медицинских    работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях.

Ежегодные диспансеризации учащихся позволяют выявить на ранних стадиях возможные заболевания: всем учащимся с выявленной специалистами патологией даётся направление к специалистам для дальнейшего более глубокого обследования по месту жительства. В течение года врачом проводится по согласованию с родителями вакцинация учащихся.

Формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей, пропаганда здорового образа жизни, профилактика различных заболеваний и вредных привычек – еще одно направление, реализуемое коллективом МАОУ СШ №6.

В школе созданы все условия для безопасного пребывания детей в течение учебного дня: круглосуточная охрана помещений и территории, система видеонаблюдения, тревожная кнопка сигнализации (КТС) для оповещения. Пожарная сигнализация, система громкоговорящей связи и автоматического оповещения в случае пожара находится в исправленном рабочем состоянии.

  • о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МАОУ СШ №6 разработан и активно функционирует сайт учреждения https://школа6красноярск.рф/, на котором размещены документы, касающиеся организации образовательного процесса, документы, регламентирующие работу МАОУ СШ№6, учредительные документы. Размещение фотографий учащихся на сайте учреждения происходит после письменного согласия родителей (законных представителей).

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МАОУ СШ№ 6, который  адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) в виде  функции, позволяющей увеличить текст на любой странице сайта.

Активно используется электронная почта (sch6@mailkrsk.ru) для сбора и обмена управленческой и статистической информацией.

Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в медиатеке, библиотеке, компьютерных кабинетах (с 09:00 до 17:00. Выходной – воскресенье). 

 

  • об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, которые расположены в медиатеке школы.

Перечень электронных учебников

Электронные образовательные ресурсы в сети Интернет (скачать)

  • о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Специальные технические средства обучения (СТСО) коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху отсутствуют.

  • Общежитие и интернат в МАОУ СШ№6 не предоставляются.