Информация об организации доступной среды
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов – неотъемлемое условие их успешной социализации с последующим полноценным участием в жизни общества и самореализации в доступной профессиональной деятельности.
В области реализации права на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в школе созданы следующие условия для получения ими образования:
- школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (Вариант 5.1, 5.2, 6.1, 6.2, 7.1, 7.2, 8.3, вариант 1, ОВЗ с ПФО). При реализации данных образовательных программ возможно использование дистанционных образовательных технологий;
- прием детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
- вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения, находящимися в разделе сайта МАОУ СШ №6 «Инклюзивное образование»: https://школа6красноярск.рф/life/inclusive-education/ ;
- МАОУ СШ №6 укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность и деятельность, направленную на обеспечение освоения адаптированных образовательных программ: учитель-дефектолог, учитель – логопед, педагог-психолог, тьютор, инструктор по адаптированной физической культуре, медицинский работник.
- для обеспечения эффективной инклюзии детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МАОУ СШ №6 с участниками образовательного процесса – родителями (законными представителями) учащихся, педагогическим коллективом, проводится информационно-просветительская работа, раскрывающая специфику работы с данной категории детей;
- педагоги, реализующие адаптированные образовательные программы регулярно, в соответствии с графиком, проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Информация о специальных условиях для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:
- о специально оборудованных учебных кабинетах
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МАОУ СШ №6 оборудованы кабинеты учителя-логопеда и учителя-дефектолога, кабинет специализированного класса для детей со сложной структурой дефекта, кабинет педагога-психолога. В данных кабинетах имеются необходимые учебно-методические пособия, дидактическое и техническое оборудование. В МАОУ СШ № 6 также оборудован музыкальный зал.
- Кабинет учителя-логопеда и учителя-дефектолога
- Рабочее место педагога
- Опора для сидения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата



Материально-техническое оснащение кабинета учителя-логопеда, учителя-дефектолога.
- Технические средства обучения: компьютер, принтер.
- Зондозаменители для постановки звуков механическим путём.
- Шпателя одноразовые для обследования артикуляционного аппарата.
- Индивидуальные зеркала для проведения артикуляционной гимнастики.
- Тренажёр для решения математических примеров.
- Объемный раздаточный материал «Фрукты».
- Р/И «Геометрические тела», «Цвета и формы», «Ассоциации» и пр.
- Пазлы.
- Тактильный конструктор.
- Настольная игра «кубики Кооса».
- Мозаика.
- Пирамидка детская.
- Алфавит.
- Наглядный раздаточный материал по лексическим темам: «Посуда», «Времена года», «Распорядок дня», «Животные», «Птицы», «Овощи\фрукты» и пр..
- Опора для сидения «Иришка» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- Панно для размещения наглядного материла и творческих работ учащихся с ОВЗ.
- Кабинет специализированного класса
Специализированный класс поделен на 4 функциональные зоны: зона для индивидуальных занятий работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, зона для групповых занятий, рабочая зона педагога, зона для сенсорной разгрузки.
Зона индивидуальных занятий позволяет использовать специальное оборудование для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) (парты-полукабины с освещением, и рабочими местами, оборудованными личными стеллажами и полочками для хранения учебных материалов и индивидуальных поощрений обучающихся. На занятиях с детьми с РАС тьюторы используют визуальное расписание и таймеры для соблюдения распорядка дня.


Зона для групповых занятий состоит из ряда парт, стоящих рядом с доской, представляющих собой небольшой образец обычного класса, и позволяющий выполнять совместное задание, отрабатывать навыки социального взаимодействия и навыки реагирования на фронтальную инструкцию.

Рабочая зона педагога представляет собой учительский стол, меловую доску, проектор с экраном и систему хранения методических материалов: шкафы, этажерки.

Зона сенсорной разгрузки позволяет детям снять напряжение, используя мягкие модульные системы для отдыха и конструирования, тактильные пособия, дидактические игры и т.д.)


- Кабинет педагога-психолога
Материально-техническое оснащение кабинета психолога:
- Стулья
- Ковролин
- Перегородки для парты
- Светильники на парты
- Цветной принтер
- Полка напольная
- Ламинатор
- Светильники для доски
- Гимнастический мат
- Кресло-груша
- Кабинка детская
- Этажерка пластиковая малая
- Этажерка пластиковая
- Принтер черно-белый
- Колонки usb
- Стенд
- Часы
- Парты ученические
- Стулья
- Доска школьная
- Стол учительский
- Стул учительский
- Тумбы цветные
- Ящик на колесиках
- Шкаф под одежду
- Шкаф под книги
- Этажерка
- Проектор
- Экран для проектора
- Градусник
- Мягкий модуль игровой
- Компьютер
- Дидактические пособия (лексические темы, карточки формата А4 )
С учетом задач работы психолога, кабинет включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.
- Консультативная зона: письменный стол, стул.
- Рабочая зона: компьютерный стол, стулья, компьютер, принтер, шкафы для хранения необходимых методических материалов, дидактических игр и игрушек, библиотека, место для хранения документов.
- Зона развивающих занятий: парты, стулья, полочки для расположения наглядности.
- Зона релаксации: настольный декоративный светильник, установка ароматерапии,), лампа «Шар», магнитофон, аудиотека.
С расписанием работы педагога-психолога, а также некоторыми рекомендациями для учащихся и родителей (законных представителей) можно ознакомиться в специальном разделе сайта школы «Педагог-психолог»: https://школа6красноярск.рф/life/profilactika-psy/psy/


Спортивные залы (малый и большой) предназначены для проведения физкультурных занятий, ритмики и адаптированной физкультуры. В залах имеется необходимое оборудование для занятий спортом (гимнастические скамейки, мягкие спортивные модули, шары, мячи, обручи, т.д.). Зал хореографии оборудован музыкальным центром, тактильными ковриками и другим необходимым инвентарем для занятий ритмикой. Комплексная спортивная площадка и футбольное поле используется учащимися в теплое время года в рамках уроков физкультуры, прогулок, спортивных и игровых мероприятий на свежем воздухе.


- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В процессе организации образовательной деятельности в МАОУ СШ №6 используется широкий спектр средств обучения и воспитания, в том числе, используемых в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Средства обучения являются важным компонентом образовательной деятельности и элементом учебно – материальной базы любого образовательного учреждения. В МАОУ СШ №6 используются:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточные материалы и т.д в рамках УМК дисциплины).
- Электронные образовательные ресурсы;
- Аудиовизуальные средства (Аудиофайлы, электронные презентации, учебные фильмы и телепередачи, кинофрагменты, видеофильмы и т.д);
- Наглядные, плоскостные и объемные демонстрационные материалы (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- Учебные приборы (для работ по физике, биологии и т.д.);
- Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи, и т.п.)
- Удобным инструментом для создания единого информационно -образовательного пространства МАОУ СШ№6 и взаимодействия образовательного учреждения с родителями обучающихся является работа с электронным журналом, который действует в образовательном учреждении в течение нескольких лет.
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Безбарьерный пешеходный путь. Важный этап адаптации территории школы, включающий безопасный маршрут от ближайших домов и остановки до школьного крыльца. Для снижения случаев травматизма, пешеходный путь включает организацию пешеходного перехода с искусственными неровностями («лежачими полицейскими») для повышения внимания водителей, на котором применятся желтый мигающий сигнал светофора.

Входная группа в здание школы для обеспечения доступности оборудована противоскользящим покрытием ступенек крыльца. На входной двери расположен звонок для вызова сотрудника школы. При необходимости тьютор встречает ребенка у дверей при входе в школу, сопровождает его в гардероб.


- об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МАОУ СШ №6 созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. С информацией о специальных условиях питания можно ознакомиться в специальном разделе сайта МАОУ СШ №6: “ПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ”
- о специальных условиях охраны здоровья
В школе ведется беспрерывная работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, защите их от перегрузок. Эта работа включает в себя организацию медицинского обслуживания, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, организации медико-психолого-социального сопровождения учебного процесса.
Профилактическую работу и диагностику здоровья учащихся МАОУ СШ № 6 оказывает краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения “Красноярская городская детская поликлиника № 2” (Договор № 6/18 от 09.01.2018г. , срок оказания услуг с 09.01.2018 по 31.12.2020 (КГБУЗ “КГДП № 2”)
В школе имеются медицинские кабинеты в корпусе 1 и корпусе №2.
Медицинское обслуживание включает в себя:
- организацию профилактических осмотров
- оказание консультативной помощи;
- организацию работы по гигиеническому воспитанию детей и родителей (лиц, их заменяющих);
- иные услуги в соответствии с функциональными обязанностями медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях.
Ежегодные диспансеризации учащихся позволяют выявить на ранних стадиях возможные заболевания: всем учащимся с выявленной специалистами патологией даётся направление к специалистам для дальнейшего более глубокого обследования по месту жительства. В течение года врачом проводится по согласованию с родителями вакцинация учащихся.
Формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей, пропаганда здорового образа жизни, профилактика различных заболеваний и вредных привычек – еще одно направление, реализуемое коллективом МАОУ СШ №6.
В школе созданы все условия для безопасного пребывания детей в течение учебного дня: круглосуточная охрана помещений и территории, система видеонаблюдения, тревожная кнопка сигнализации (КТС) для оповещения. Пожарная сигнализация, система громкоговорящей связи и автоматического оповещения в случае пожара находится в исправленном рабочем состоянии.
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАОУ СШ №6 разработан и активно функционирует сайт учреждения https://школа6красноярск.рф/, на котором размещены документы, касающиеся организации образовательного процесса, документы, регламентирующие работу МАОУ СШ№6, учредительные документы. Размещение фотографий учащихся на сайте учреждения происходит после письменного согласия родителей (законных представителей).
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МАОУ СШ№ 6, который адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) в виде функции, позволяющей увеличить текст на любой странице сайта.
Активно используется электронная почта (school6krs@mail.ru) для сбора и обмена управленческой и статистической информацией.
Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в медиатеке, библиотеке, компьютерных кабинетах (с 09:00 до 17:00. Выходной – воскресенье).
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, которые расположены в медиатеке школы.
Перечень электронных учебников
Электронные образовательные ресурсы в сети Интернет (скачать)
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения (СТСО) коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху отсутствуют.
- Общежитие и интернат в МАОУ СШ№6 не предоставляются.